Роль компьютерных технологий в формировании грамматической компетенции учащихся на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному

Роль компьютерных технологий в формировании грамматической компетенции учащихся на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному

Сумский государственный университет, г. Сумы

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Формирование грамматической компетенции — одна из основных задач на начальном этапе обучения иностранных учащихся. На этом этапе значительное количество учебного времени уделяется особенностям грамматической системы русского языка и тренировочным упражнениям, нацеленным на освоение учащимися грамматических категорий. Объяснение грамматических правил, касающихся тех категорий, которых нет в родном языке учащихся, особенно в том случае, когда невозможно использование языка-посредника, должно быть доступным и наглядным.

Очень эффективной является работа с обучающими компьютерными программами, представляющими информацию с помощью не только статической, но и динамической наглядности. Это даёт возможность «оживить» схемы, показать механизмы образования новых словоформ. Так, при работе над падежной системой учащийся наблюдает изменения окончаний существительного и на определённом этапе начинает прогнозировать изменения, создавая в уме окончания и уже потом сверяя свои догадки с результатом. Презентация русского глагольного вида невозможна, например, без ситуативных характеристик. Изменение ситуации может быть живо представлено на экране изменившейся картинкой. Таким образом, динамика объяснения выгодно отличает компьютерные программы от статичных схем учебника.

Компьютерная поддержка учебного процесса должна осуществляться по полному объёму изучаемого в определённой теме материала, начиная с его презентации и кончая блоком контроля и оценки знаний. Компьютерные программы могут выполнять также важную роль систематизатора грамматического материала в рамках методических подсистем, что необходимо для осмысления и осознанного усвоения системы русского языка. Например, предложно-падежная система изучается в течение всего первого семестра, при этом значения, выражаемые одним и тем же падежом, удалены друг от друга в учебнике на большие расстояния. Компьютерная программа как раз и призвана обеспечить усвоение предложно-падежной системы в целом.

С помощью компьютерных технологий можно решать задачи индивидуализации учебного процесса (учёт типа восприятия, мышления и памяти учащегося). В связи с этим компьютерные программы должны, в сравнении с другими средствами обучения, содержать различные способы предъявления материала (графический текст, схемы, таблицы, условные изображения) и его семантизации (образец, перевод, схема), предусматривать различные формы выполнения упражнений, иметь несколько последовательностей введения материала.

Работая с компьютерными программами, учащийся может остановить презентацию учебного материала в любом месте и просмотреть его ещё раз, добиваясь более полного понимания каждого пункта. Студенты гораздо чаще, чем в аудитории с преподавателем, останавливают объяснение грамматического материала и возвращаются к предыдущим правилам. Это связано с недостаточным уровнем коммуникативной компетенции учащихся на начальном этапе обучения. Сформировать вопрос на русском языке студент затрудняется, не зная грамматических терминов. Повторное объяснение преподавателя не даёт нужного результата по причине языкового барьера. Могут иметь место и чисто психологические мотивы, по которым учащиеся не хотят переспрашивать преподавателя в аудитории. Эти трудности отсутствуют при работе с обучающей компьютерной программой. Учащиеся чувствуют себя вполне комфортно. При выполнении грамматических упражнений компьютерная программа даёт возможность непосредственно контролировать правильность выбора формы или конструкции, что помогает студенту корректировать свои действия по ходу выполнения упражнения, а не отсроченно, после проверки преподавателем.

Значительна роль обучающих компьютерных программ на этапе закрепления грамматического материала. Студент получает возможность разнообразить рутинный процесс выполнения тренировочных упражнений. Эти программы включают в себя элементы игры, что принципиально отличает их от сборников упражнений. Следуя логике игры, учащийся даже не осознаёт, что по ходу программы выполняет значительное количество упражнений, нацеленных на освоение грамматики. Он делает их без напряжения и поэтому легче достигает результата. Игра может служить и наградой студенту за хорошую работу после выполнения контрольных заданий, способствуя в то же время упрочению полученных знаний, морфолого-синтаксических навыков и умений.

Использование компьютерных технологий помогает с самого начала обучения прививать навыки самостоятельной работы с языковыми фактами, что является необходимым условием формирования грамматической компетенции. Самостоятельный выбор стратегии обучения повышает мотивацию учебной деятельности иностранных студентов. Работая с программой, учащиеся осознают, что только от их собственных действий зависит конечный результат. Студенты в полной мере проявляют свою индивидуальность. Одни строго следуют всем рекомендациям и работают с грамматическим материалом в предложенной последовательности, другие, пользуясь меню, самостоятельно выбирают тему; одни выполняют одно и то же упражнение многократно, другие довольствуются одноразовой обработкой задания; на этапе тренировки одни постоянно обращаются к помощи, другие — только в редких случаях.

При разработке учебных программ нужно создавать эффективный механизм управления самостоятельной работой учащихся. Так, существование системы помощи ещё не является гарантией её функционирования. Несмотря на то, что при работе с компьютером учащийся может манипулировать целым комплексом различных средств, предоставленных ему для получения знаний, успешность его учебной деятельности зависит от умения и готовности их использовать. По мнению Т.В. Васильевой, в курсах для начинающих должны быть предусмотрены специальные стимуляторы обращения к системе вспомогательных средств. Контрольные функции программы не должны ограничиваться выдачей результатов и рекомендаций, а рекомендации должны сопровождаться автоматической отсылкой к определённому этапу обучения.

В целом же, компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал, соответствует принципам индивидуализации учебного процесса и способствует более эффективному обучению грамматическим основам русской речи.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники